Продюсеры в Instagram *

Продюсеры в Instagram*

Мои мысли о новой нише

Вы просите моё мнение, об этой профессии и этом рынке.

Что ж. На истину не претендую. На не хилый опыт с бизнесом разного уровня — претендую.

Поехали!

И для начала, давайте без крайностей. Записывать всех в бестолковые шарлатаны не надо. Сейчас происходит ровно то же самое, что происходило, когда был бум профессии smm, а потом профессии ассистента.

Здесь, боюсь, даже побольше. Почему? Обещание больших денег сразу. Будущих сммщиков привлекали максимум стотысячными гонорарами, в продюсеры идут в поисках миллионов.

Максимализм + амбиции + низкий входной барьер = сами понимаете.

Делает ли это профессию плохой? Нет, как не делает плохой профессию смм, ассистента и иже с ними. (Сейчас поняла, что впервые в жизни написала фразу «иже с ними». Она вообще так пишется?)

Так вот.

Идея продюсерства неплохо оттестирована в шоу-бизнесе.

Неплохо играет на эго экспертов: вот эти все ваши продажи — не моё. Хочу творить. И денег.

Обещания денег тоже вполне реальны. Есть десяток громко-прозрачных кейсов, в которых и эксперт и продюсер сделали многомилионные запуски. Есть среди толп школьников, обещающих сделать вас звездой, парочка процентов адекватных, зрелых (не обязательно очень взрослых по паспорту) специалистов.

Так в чем подвох? И в чем подвоха нет.

Начнем с кейсов. Как стоит «читать» громкие истории. И как примерять их на себя.

В большинстве кейсов будет один из этих вариантов:
  • Блогер, которому запустили инфопродукт, уже имел лояльную (не обязательно большую аудиторию) и НИКОГДА ничего ей не продавал.
А я уже ни раз писала, в чем опасность первого успешного запуска? Спойлер: в третьем запуске, на котором развалится 90% инфобизнесов. Помните или надо повторить?
  • Юная аудитория и очень недорогой продукт.
Посмотрите «изнанку» этого запуска, сценарий «прогрева». Вы можете примерить его на свою аудиторию? На цикл принятия решения вашего клиента?
  • «Взрослый» эксперт, который был довольно успешным и до работы с продюсером.
Показывала на днях в сториз, как получаю по 10 предложений в сутки «отпродюсировать меня». Где-то обещают напродюсировать меня аж 300 тыщ (я сейчас без сарказма, это отличная цифра для старта, вот только я не на старте и в моем проекте только зарплатный фонд давно перевалил за эту цифру).

Так вот, если я зайду под крылышко к такому продюсеру, мы, очевидно, сделаем сильно больше даже без его усилий. А он, очевидно, получит хороший кейс.
Недавно на одном из продюсерских курсов показывали кейс моей знакомой. Цифры крутые. Вот только такие же цифры она делала и без продюсера… Так что больше скепсиса, друзья.

Не бойтесь проверять громкие кейсы.
✔ А ещё не забывайте делить цифру с запуска на ежемесячный формат.

Встречала примеры, когда проект работал с выручкой около миллиона в месяц. Продюсер добился крутых цифр в 6 миллионов за запуск. А запуски…2 раза в год. Те же яйца, только… ну вы знаете.

✔ А ещё помним, что выручка и прибыль — разные вещи. Не будет ли, что рост расходов превратит громкую выручку в старую прибыль?

Снова повторю: снимаем розовые очки и считаем.

Какие бывают продюсеры

Что, кроме кейсов, должно вас волновать, если вы решили поработать с продюсером?

Реальная роль продюсера и распределение ответственности.

Рынок ещё слишком молодой, чтобы здесь сложились четкие правила. В реальности сейчас я наблюдаю 4 вида продюсеров.
1
Продюсер = проджект менеджер.
Тот, кто организует запуск и координирует работу команды (вашей действующей или под запуск набранной). Таргетологи, маркетологи, копирайтеры, кураторы… Всем этим людям платите вы, риск и ответственность ваши. Продюсер — не совсем продюсер в классическом, шоубизнесовом понимании слова.

Плюс: забирает очень энергозатратную часть работы.

Минус: это вообще-то может делать человек на зарплате и не надо делить с ним прибыль.
2
Продюсер-сторименеджер.
Звучит странно, но часто это именно так. Продюсер в основном пишет прогревы в сториз, отдает вам сценарии и оформляет картинки. Рассчитывает в основном на вашу аудиторию, уже набранную в аккаунте. Придумывает воронку продуктов (чаще не придумывает, а прям перекладывает классическую схему) и отправляет вас жечь на вебинар, или серию вебинаров.

Плюсы? Это правда крутая опция, про сториз. Я вот сториз не делегирую, и видимо, так никогда и не начну вести системно.

Минус: это опять же, может делать отдельный специалист, без амбиций на вашу прибыль, т.к. весь риск и ответственность за продажи по-прежнему на вас. Ну и ещё по отзывам знакомых экспертов, часто после таких вот «сториз по сценарию» наступает усталость и выгорание.
3
Продюсер-босс.
Тут уже всё как в шоубизнесе. Вы попадаете в «продюсерский центр» как звезда, которой будут заниматься.

Над трафиком, производством материалов курса, работает команда продюсера. Вы — говорящая голова, или говорящая и думающая (создаёте исходный экспертный контент).

Плюс: всё как мечтали: вы творите, он — делает всё остальное. Вы — получаете свой процент от прибыли. Без «этих вот продаж, которые вообще не для вас»

Минус: это не ваш бизнес. Вы — звезда. Но если что-то пошло не так — black star остаётся black starом даже без Тимати.

Я почти уверена, что бизнес-амбиции у вас сильно выше, чем в этом варианте предложено.

Ну и ещё минус: такие предложения бывают прям редко у очень зрелых и успешных продюсеров. Конкуренция экспертов сильно высокая. Обычно сюда попадают те, кто и так неплохо бы справился. А не те, кто сидит без продаж и мечтает об истории золушки.
4
Продюсер-партнёр.
Партнёр, НА МОЙ ВЗГЛЯД, делит ответственность за результат и инвестиции в ТОЙ ЖЕ ПРОПОРЦИИ, что будет делить прибыль.
  • Если продюсер придумывает схему продаж, но все расходы — ваши, команда — ваша, риски — ваши. А его только идея и «если что, сам виноват» — это не партнерство.
  • Если инвестиции 100% ваши, а усилия по продажам 50%50, то прибыль я бы делила НЕ пополам, максимум 80%20.
  • Впрочем, когда вы оцениваете усилия, важно выключить комплекс гения и понять, что ваш бесценный контент на самом деле не настолько дорогой. "Ну я же придумал курс, а он всего лишь организовал все продажи" - это не всего лишь. Это 80% результата.

Что предоставляется СПРАВЕДЛИВЫМ ПАРТНЁРСТВОМ с продюсером?

  • Адекватно оценить свои предпринимательские компетенции. Может помочь классификация по Адизесу.

Если вы — предприниматель-креативщик, и продюсер в основном тоже весь «за идеи», а команда — с вас. Это не удачный вариант. Вам бы усилить свои компетенции сильным интегратором.

Идеально, когда 2 партнёра закрывают все 4 компетенции по этой классификации.

  • Адекватно обсудите вклад каждого и долю прибыли каждого. Важно, чтобы ОБЕ стороны считали это справедливым.

  • Ответьте себе честно, вы в принципе готовы на партнёрский бизнес? Я вот честно, скорее нет.

Если и вы — нет, возможно, вам лучше рассмотреть вариант формирования сильной команды (также закрывающей все управленческие компетенции) и классную систему kpi. Да, абсолютно реально вырастить в команде сотрудников, действительно вовлеченных в проект.

  • В случае, если партнёр вам не друг, не брат (а может, и в этом случае) важно базово разбираться во всех зонах работы.
Чтобы вас не обманули.

Ага, снова не получится «закрыть глаза на все эти ваши продажи-маркетинги и расслабиться».

Ваш план-минимум для адекватного партнёрства, а также что делать классным продюсерам на этом диком рынке, готова рассказать.

Надо?

Правила безопасного сотрудничества

"Это похоже на избиение продюсеров в 3х постах подряд!"

Написала одна девушка в комментариях в Инстаграм.

Мы обсудили, почему это выглядит так для неё.

Ведь ни в одном посте и ни одном предложении я не сказала, что услуги продюсера - зло.

Сказала, что рынок очень незрелый. И пока 95%+ специалистов на нем не в себе. Так извините, на любом рынке, куда легко зайти, такая история. На детской площадке, уж извините, примерно такой же баланс.

Сказала, что понятие ПРОДЮСЕРА ещё не сформировано. И часто клиент думает, что продюсер должен делать "вот это и вот это", а продюсер думает иначе.

Благодарю за отклик несколько СОТЕН начинающих и продолжающих продюсеров, которые писали мне свои "спасибо" и разделяли боль за адекватизацию этого рынка.

А она, эта адекватизация, неминуемо произойдёт. Как было с сайтоделателями 10 лет назад, контекстологами 7 лет назад и сммщиками 3 года назад.

А пока она не произошла, ловите инструкцию для обеих сторон, как, НА МОЙ ВЗГЛЯД, наладить безопасное сотрудничество.

7 важных тезисов о работе с продюсерами

1
Четко определите, какой тип продюсера вам нужен.
  • Продюсер-проджект

  • Продюсер-сторименеджер

  • Продюсер-босс как в шоу-бизнесе

  • Продюсер-партнёр

Каждое предложение прогоняйте через этот фильтр. Смотрите не на то, как он себя называет, а на реальное разделение функции.
2
Помните о незрелости рынка.
95% предложений будут заведомо неадекватны.

Не надо после первого сообщения в Директ бежать с криками «о Боже, это знак!».
3
Будьте честны с собой. Для чего вам продюсер?
Если вам просто ужас как хочется слить «все эти продажи».

Если хочется закрыть глаза и на ручки, а деньги пусть сами как-нибудь в кошелёк

Если вы в глубине души мните себя гением и хотите только выдавать гениальные мысли без «всех этих ваших скучных бизнес-вопросов».

Ваше сотрудничество не будет успешным. Даже с самым лучшим продюсером.
4
Оцените свою бизнес-модель и сопоставьте ее с моделью ваших отношений.
Ну, например, ваша ниша не предполагает ёмкости больше, чем на миллион выручки в месяц.

Они же = громкие 6 миллионов за запуск, но 2 раза в год.

40% продюсеру (адекватно, если он действительно закрывает все вопросы продаж). 500 000 - ваши затраты в месяц - стандартная цифра для серьезного и даже не крупного инфобизнеса.

У вас останется не больше 100 тысяч в месяц. Это все точно стоит того?
5
Да, вы верно поняли. Все равно придётся разбираться во всем вот этом.
Поэтому ещё раз.

Ответьте себе на вопрос, для чего вам продюсер, какую роль он будет играть.

Решаются ли эти же задачи с помощью других форматов работы.

Это популярный, но не единственный вариант развития инфобизнеса.

Больше скажу, 80% известных мне КРУПНЫХ И ДОЛГИХ проектов, работают по модели собственной команды, и эксперт-предприниматель уходит в стратегическое управление.
6
Не ждите от продюсера какой-то магии.
В тех 5% случаев, когда вы столкнётесь с нормальным специалистом, он в первую очередь будет ХОРОШИМ МАРКЕТОЛОГОМ.

Стандартные схемы не сработают почти никогда, и как раз хорошего специалиста будет отличать ГОТОВНОСТЬ РАЗРАБАТЫВАТЬ ВАШУ СОБСТВЕННУЮ СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ.

Не шаблонную. А для этого он должен как минимум:

План-минимум для продюсера, который сможет дать не случайный, не одноразовый результат

  • Уметь анализировать вашу идею как бизнес-модель (вы тоже должны это уметь, а не слепо верить продюсеру, чтобы не было мучительно больно).
  • Оценивать ёмкость рынка и вашу РЕАЛЬНУЮ рыночную долю.
  • Давать меньше обещаний, и больше цифр.
  • Составлять как минимум СРЕДНЕсрочную маркетинговую стратегию.
2-3 запуска - это не СРЕДНЕсрочная.

1 запуск с ГРОМКИМИ обещаниями вообще не стоит обсуждать.
  • Уметь смотреть комплексно на ваш бизнес, а не только видеть цепочку «лид-прогрев-продажа».
Помнить про низ воронки продаж, повторные продажи (именно этот потенциал чаще всего упущен в продюсерских проектах по моему опыту).
  • Разбираться в продуктовом маркетинге.
Как бы мы ни топили за силу продаж и лидогенерации, достойный и ПРОДАВАЕМЫЙ продукт - половина успеха.
  • Уметь управлять командой и делегировать.
Именно на этом сыпятся большинство партнерств.
  • Быть готовым к игре вдолгую.
А это значит не только Инстаграм.

Если уж вы партеры, то и «раскладывать яйца по разным корзинам» = по разным каналам продаж, лучше тоже вместе.
Ну и вот тут пора сказать привет настоящим и будущим продюсерам. Вы выбрали перспективную, но очень непростую и очень конкурентную нишу.

Скажу честно, сейчас продюсеров на рынке, пожалуй, БОЛЬШЕ, чем их целевой аудитории. И ваша задача - стать таким, как в предыдущих пунктах. Только тогда ваши амбициозные планы станут реальностью.

Привет! Я Таня Кидимова, и если после этой серии вы мысленно не сожгли меня на костре...

Оставайтесь! У меня для вас много полезного.

+
32000₽
32000₽
Автоворонки: структура, логика, эффективные формулы
Контентные воронки в Instagram* и Telegram
Если вы хотите узнать, как делать контент, который ведет подписчика от «УЗНАЛ» ДО «КУПИЛ», оставайтесь здесь
Если вы хотите разобраться, что за зверь «автоворонка» и внедрить их в своем проекте, этот курс для вас ;)
ПРАКТИЧЕСКИЕ КУРСЫ татьяны кидимовой
Понравилась статья? Поделись с друзьями с помощью кнопок ниже.
Еще больше полезных постов на моей страничке в соцсети.
*Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН)

За полное или частичное копирование (без ссылки на автора) у вас 7 лет не будет продаж. Дерзайте!